Get Adobe Flash player

ermak_portretВторая половина бурного XVI века. При Иване Грозном Русь начала подниматься с колен, увеличилась вдвое, население выросло в полтора раза. А сам он, великий князь, стал называться царем (титул, равный императорскому), что утвердили Вселенский патриарх в Константинополе и другие главы церкви, видевшие в царе единственного защитника православия. Страна расправила плечи от Балтики до Урала, но русские первопроходцы шли дальше, продолжая эпоху великих географических открытий, открывая собственную Америку, имя которой Сибирь.
Был и свой герой, покоритель Сибири атаман Ермак. «Был он роду безвестного, но души великой». Его настоящее имя — Василий Тимофеев Аленин. А вот происхождение его неясно: был он то ли с Дона, то ли с Камы, то ли из Вологды, то ли помором с Двины. Но место рождения как раз и неважно. Важно то, в чем едины все: казачья жизнь Ермака сделала из него историческую личность. Но сначала о Сибири.


«Сибирская землица»

Ее история прослеживается с первого тысячелетия нашей эры. Исконными жителями здесь были языческие племена: угры, самоеды, остяки (ханты), вогулы (манси), юраки (ненцы) и другие. Одни жили оседло, занимались примитивным земледелием, другие кочевали. Потом их потеснили татары, башкиры, ногаи, кипчаки — остатки чингисхановых орд.
А новгородские купцы ходили в Сибирь («Югорскую землю») печорским путем еще за 400 лет до Ермака. Трудно было, 3 тысячи верст по рекам да волоком, но тяготы того стоили: из Сибири привозили меха, продавая их на Руси и на Западе. Это и был Великий меховой путь. Для северной Евразии не менее важный, чем для южной — Великий шелковый. Золотом тут была пушнина.
От Новгорода эстафету походов за Урал приняла Москва. За сто лет до Ермака она посылала в Сибирь ратников, после чего великий князь Иван Васильевич стал именоваться «государем югорским». К XV веку в Зауралье возникло государство Тюменский юрт, по-русски — Сибирское ханство. Сибирцы ходили в обратную сторону за Урал, грабя русских поселенцев между Камой и Двиной. Но серьезных трений с ханством у Москвы не было. Враждуя с Большой ордой, меж собой они старались жить в мире. Потом хан Едигер объединил татарские улусы, заложил на Иртыше столицу Искер и, когда Грозный царь покорил Казань, добровольно пришел с народом в русское подданство: «Возьми меня со всею моею землею под свою руку, только защити от неприятелей. А я тебе дань буду платить мехами». Дань (700 соболей в год) была символической и платилась нерегулярно. Но, правда, и платить было не за что: если бы на Едигера напали, царь не смог бы ему помочь, потому что слишком уж далека была Сибирь. Так оно и вышло. Из степной Кайсацкой орды пришел бухарец хан Кучум, разбил сибирское войско, убил Едигера и сел в Искере. Убив царева посла, «вольной человек Кучум-царь» в первом же письме дерзко бросил Грозному вызов: «И ныне похошь миру, и мы помиримся, а похошь воеватися, и мы повоюемся». То были не просто слова. За семь лет правления, умело сочетая насилие, дипломатию и династические браки, он успешно «задавил» местную татарскую знать. Незадолго до Ермакова похода Шер-бети-шейх привел из Бухары подмогу, хана берегла личная охрана из 100 бухарцев. Накопив сил, он стал громить русские владения в Прикамье. Подняли голову и ногайцы, кочевавшие за Волгой. Что могла этому противопоставить Русь? Ничего, сил не было. Ее грызли со всех сторон: крымцы-азовцы с юга, поляки-литовцы с запада, шведы с северо-запада. И восточная граница становилась все опаснее. Пока русского поселенца здесь защищало лишь вольное казачество, возникшее не по указу властей, а скорее, вопреки им.

Вольные люди

В Москве ермаковцев называли «волжскими казаками». «Казак» — слово тюркское, прежде означавшее «свободный». Имея в виду отделившихся от орды, кочевники стали так называть и опасных, разбойных людей. А на Руси так звали людей без определенного местожительства, покинувших свой род и племя. Кстати, впервые слово «казак» было отмечено в конце XIV в. на севере Руси! Родиной же казачества стали южные степные окраины славянских земель от Днепра до Урала. В 1538 году московские власти сетовали: «На поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Значит, главное тут была не национальность, а образ жизни. Да в степи и не встречалось ватаги, в которой не было бы сынов пяти-шести народов. Казаком мог стать любой человек: славянин, степняк или горец, простолюдин или знатный. Позже казачество сильно обрусело из-за умножения в нем славянского элемента и распространения православия.
…Был Василий недюжинной силы, боек и речист. Покинув родные края, он ходил по Волге на барках с купцами, но потом затосковал по вольной жизни и ушел к донцам. Те и впрямь были люди вольные: царю служили и на татар в Крым ходили, а то и царя не слушались и делали что хотели. Василий нанялся к одному казаку в «чуры» (казачий юнга). Ратное дело далось ему легко, и вскоре, в бою добыв оружие, стал он казаковать в одной из многочисленных дружин, защищавших от кочевников население между Волгой и Доном. А Москва звала степную вольницу к себе на службу. В 1571 году Иван Грозный отправил гонцов к донским атаманам, признав казачество как особую военную силу Руси. Отважный и разумный, Ермак со своими донцами не давал проходу степнякам между низовьями Днепра и Яика, побывал на Тереке, сражался под Москвой с Девлет-Гиреем. За справедливость и талант организатора, удаль и смелость его выбрали атаманом, доверив рубеж от Астрахани до Дона. Ремезовская летопись: «Был весьма мужествен и разумен и зрачен, плосколиц и черн брадою и власы прекудряв, возраст средний и плоск и плечист» (запомните: «плосколиц и черн брадою»).ermak

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на московитов сорокатысячное войско. Царь выставил ополчение, куда вошли и казаки, ударившие по панам под Смоленском, Псковом, Новгородом, Могилевом. А имена слуг государевых стали известны и врагу. Так, польский комендант Могилева докладывал королю о вождях русских полков: «Василий Янов, воевода казаков донских, и Ермак Тимофеевич, атаман казацкий».
После войны набрал Ермак себе молодцов как на подбор и ушел с ними на Волгу «полевать» (в поле, на «свободную охоту»). В то время по Волге плавать было опасно. Разбойничавшие тут казаки грабили всех: царское ли судно с казной, купеческое ли с товаром, русское ли, чужое ли. И конвой не помогал, потому что громили и его. Москва же управы на них не находила: «Слов и советов не слушают, в одно ухо впускают, из другого выпускают». Из разбойных шаек самая большая, человек пятьсот, была у Ермака. С Волги вышел он на Каспий, где еще персидских и бухарских послов ограбил. Узнав об этом, царь осудил его на смерть. Ну, осудить-то легко, да пойди поймай: стрельцы многих схватили и повесили, но Ермак увернулся и ушел вверх по Волге.

Строгановы: тыл Сибирского похода

Приуралье было малолюдно, а земли было много, потому московские князья охотно давали тут землю, освобождая от податей всех, кто брался ее заселить и обработать. Людям это было на руку, и земли понемногу разбирались. В 1558 году богатые промышленники Строгановы получили жалованную грамоту на «камские изобильные места», где варили соль, терли порох, добывали железо, медь, олово, свинец, пахали пашни, рубили лес; для защиты поселенцев строили укрепгородки, нанимали охрану. От разбойных людей сами еще защищались, но наибольший ущерб наносили татары Кучума. Царю писали: «Сибирский салтан обижает наших поселенцев. Остяков, что к тебе перешли от него, тоже бьет, жен и детей их в полон уводит. Без твоего ведома мы не смеем слать казаков в погоню. Позволь нам впредь татар нагонять и бить, и в Сибири городки делать, и боевой снаряд держать на свой счет». В 1574 году царь дал им грамоту на земли за Уралом, разрешив строить крепости на Оби и Иртыше. Было решено взяться за Кучума всерьез, Строгановы копили силы. Убежавшие с Волги ермаковцы появились как раз кстати. У Строгановых в городках было несколько сот «охочих людей». Планируя нанять и вооружить еще тысячу казаков вольных, в 1581 году они собрать такие силы не смогли, ибо много казаков пало на западных границах Руси. А у Ермака была своя ватага, да на его призыв пришло еще 540 яицких казаков, взял он и 300 строгановских бойцов.
В дебрях Сибири дорогами были реки, и потому сначала взялись за работу. Неплохие плотники, казаки сами строили свои суда, порой даже тяжелые. Но чаще всего это были легкие струги, беспалубные парусно-гребные плоскодонки водоизмещением 6–8 тонн, вмещавшие до 20 человек с полным вооружением, боеприпасом и провиантом. Струг длиной 10–12 метров, шириной 2–3 метра и осадкой 1 метр возвышался над водой на 70 сантиметров. Мачта тоже была, при попутном ветре шли под парусом, хотя казаки предпочитали весла, по 10–15 с каждого борта. Рулевое весло было на корме и на носу, что позволяло быстро разворачиваться. Во флотилию вошли до 100 судов.
Несомненно, у Ермаковой рати было самое совершенное оружие того времени: несколько 7-ствольных орудий залпового огня («сороки») и несколько легких пушек, стрелявших на 200–300 метров, но гвоздем программы были 300 пищалей. Пищалями на Руси в XV–XVI вв. называли все длинноствольное огнестрельное оружие, даже пушки. На вооружении ермаковцев были пищали ручные («рушницы»), а также несколько испанских аркебуз калибра 13–18 мм. Пищаль, тяжелое пороховое ружье с массивным железным стволом на ложе с прикладом, имела фитильный замок азиатского типа простой конструкции с одной подвижной деталью — S-образным рычагом с зажимом в верхней части и пружиной для отжима рычага от ствола. В зажиме был тлеющий фитиль, для выстрела стрелок прижимал нижнюю часть рычага к прикладу, фитиль опускался и поджигал затравочный порох. Все пищали были дульно-зарядными. Из-за длительной забивки заряда в длинный ствол скорострельность составляла один выстрел в 2–3 минуты. Принадлежности для заряжания носились на «берендейке» — кожаном ремне, надеваемом через левое плечо, к которому подвешивали «зарядцы» (газыри с порохом), сумки для пуль и фитиля, рог с порохом. При весе 8 кг пищаль имела ствол калибром 18–23 мм и длиной около 800 мм без прицельных приспособлений. Точность выстрела была невелика, и потому русские уставы предусматривали стрельбу на дистанции не более 50 м для гарантированного нанесения тяжелых поражений одетому в доспехи противнику. В пищали виден типично русский подход к делу — «кашу маслом не испортишь»: будучи тяжелее аркебузы, она именно из-за длинного ствола, большего калибра и порохового заряда была значительно мощнее, пробивая доспехи на вдвое большей дистанции. Но наиболее эффективным был залповый огонь. Применение пищалей идеально соответствовало именно тем условиям ведения боя, с которым и столкнулись в Сибири ермаковцы: при залпе навстречу атакующей массе всадников каждая пуля поражала одну, а то и две цели. При дульной скорости 300 м/сек 50-граммовый свинцовый шарик обладал хорошим останавливающим эффектом.
Для прицельной стрельбы требовалась опора. Европейцы применяли для этого сошку с рогулькой, а русские — бердыш, сразу после залпа переходя с ним в рукопашный бой. Русские пищали производились в Московской оружейной палате, в Туле, в мастерских Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Оружие отличалось высоким качеством и экспортировалось в Европу и Азию.sibir_ermak

Огнестрельное оружие само по себе, с его дальностью стрельбы и скорострельностью, решающего преимущества Ермаку не давало. Да и было оно у части воинов, остальные же имели луки, самострелы, умело вели ближний бой. В XVI веке русские применяли в нем длинные копья, короткие дротики (сулицы), рогатины с секировидными лезвиями, кистени (железные гири с шипами) на цепи с рукоятью, топоры, кинжалы. Усиление брони породило оружие против нее — чекан (клевец), молот с рукоятью до 60 см, пробивавший острым бойком любой панцирь. Эффективным универсальным оружием был бердыш, топор на древке в рост человека. Его полукруглым длинным лезвием наносили мощные рубящие удары, а крепкий шип на нижней части древка с успехом заменял наконечник копья. Бердыш — отечественное изобретение, применявшееся только на Руси. Но «царицей» казачьего оружия была, конечно же, кривая сабля.
В поход шел внушительный по тем местам отряд в полторы тысячи казаков. Многие из них уже поразбойничали, заработали себе петлю и пошли с Ермаком, избегая кары. Это были опытные воины; закаленные в боях и хорошо вооруженные.

Комментарии   

 
+1 # СтихотворениеЯков Яковлевич 06.04.2012 09:54
Значение открытия и присоединения Сибири огромно и в этом заслуга это незаурядного и смелого человека.
У меня есть стихотворение посвящённое Ермаку,надеюсь опубликуете.

Ермак

Атаман казак Ермак
Нам открыл Сибирь большую,
Земли все собрал в кулак,
Приумножил Русь святую.

Широка Сибирь, просторна
Русский тут осел народ –
Жизнь жестока, но свободна
До сих пор рекой течёт.

И Иртыш, Тобол – река,
Тура своенравная – помнят атамана.
Он Ермак, и на века
Сын казачьего он стана.
 

Байки сказки казаков

КАЗАЧЬИ СКАЗКИ

Виноградная лоза
В одной станице жила-была девица по имени Полина. До чего ж красовитая! И гордейка такая, что свет не видывал. А во всякой гордости черту много радости.

Сколько она молодых парней сгубила, трудно и сосчитать. Казачины в летах, особенно вдовые, и те пытались счастья у нее искать. Да где там! Как только казак начинает около ее окон ходить, глаза мозолить, она ему сразу задачку неисполнимую задает. Разводит руками казак: мыслимо ли дело такой каприз сполнить. А она смеется: любишь-де — сполнишь. Посмотрим, какая твоя любовь на проверку выйдет. Взыграет в казаке ретивое. Кровь в лицо кинется. Казак — он и есть казак. Он не мужик: для него девица — крепость, ее надо завоевать или голову сложить. Подробнее...

Казаки Бахчисарая объявили войну НАТО. Приехал генерал натовский
- Ну, где атаман?
Нашёл атамана. Сидит молодой есаул, без усов, шашку точит - вжжик, вжжжик… Генерал говорит
- Сколько у тебя казаков?
- Человек сто, двести.
- Вот, у тебя двести казаков, а у меня пять миллионов! Миллион солдат, миллион танков, ракет, высокоточного оружия, «морских котиков»...
Атаман шашку бросает:
- Ёшкин кот! И где ж мы вас всех хоронить-то будем?

Подробнее...

Войти на сайт

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *
Reload Captcha

Православный календарь

Наши Друзья

Книга памяти Керчи