Get Adobe Flash player

ermak_portretВторая половина бурного XVI века. При Иване Грозном Русь начала подниматься с колен, увеличилась вдвое, население выросло в полтора раза. А сам он, великий князь, стал называться царем (титул, равный императорскому), что утвердили Вселенский патриарх в Константинополе и другие главы церкви, видевшие в царе единственного защитника православия. Страна расправила плечи от Балтики до Урала, но русские первопроходцы шли дальше, продолжая эпоху великих географических открытий, открывая собственную Америку, имя которой Сибирь.
Был и свой герой, покоритель Сибири атаман Ермак. «Был он роду безвестного, но души великой». Его настоящее имя — Василий Тимофеев Аленин. А вот происхождение его неясно: был он то ли с Дона, то ли с Камы, то ли из Вологды, то ли помором с Двины. Но место рождения как раз и неважно. Важно то, в чем едины все: казачья жизнь Ермака сделала из него историческую личность. Но сначала о Сибири.


«Сибирская землица»

Ее история прослеживается с первого тысячелетия нашей эры. Исконными жителями здесь были языческие племена: угры, самоеды, остяки (ханты), вогулы (манси), юраки (ненцы) и другие. Одни жили оседло, занимались примитивным земледелием, другие кочевали. Потом их потеснили татары, башкиры, ногаи, кипчаки — остатки чингисхановых орд.
А новгородские купцы ходили в Сибирь («Югорскую землю») печорским путем еще за 400 лет до Ермака. Трудно было, 3 тысячи верст по рекам да волоком, но тяготы того стоили: из Сибири привозили меха, продавая их на Руси и на Западе. Это и был Великий меховой путь. Для северной Евразии не менее важный, чем для южной — Великий шелковый. Золотом тут была пушнина.
От Новгорода эстафету походов за Урал приняла Москва. За сто лет до Ермака она посылала в Сибирь ратников, после чего великий князь Иван Васильевич стал именоваться «государем югорским». К XV веку в Зауралье возникло государство Тюменский юрт, по-русски — Сибирское ханство. Сибирцы ходили в обратную сторону за Урал, грабя русских поселенцев между Камой и Двиной. Но серьезных трений с ханством у Москвы не было. Враждуя с Большой ордой, меж собой они старались жить в мире. Потом хан Едигер объединил татарские улусы, заложил на Иртыше столицу Искер и, когда Грозный царь покорил Казань, добровольно пришел с народом в русское подданство: «Возьми меня со всею моею землею под свою руку, только защити от неприятелей. А я тебе дань буду платить мехами». Дань (700 соболей в год) была символической и платилась нерегулярно. Но, правда, и платить было не за что: если бы на Едигера напали, царь не смог бы ему помочь, потому что слишком уж далека была Сибирь. Так оно и вышло. Из степной Кайсацкой орды пришел бухарец хан Кучум, разбил сибирское войско, убил Едигера и сел в Искере. Убив царева посла, «вольной человек Кучум-царь» в первом же письме дерзко бросил Грозному вызов: «И ныне похошь миру, и мы помиримся, а похошь воеватися, и мы повоюемся». То были не просто слова. За семь лет правления, умело сочетая насилие, дипломатию и династические браки, он успешно «задавил» местную татарскую знать. Незадолго до Ермакова похода Шер-бети-шейх привел из Бухары подмогу, хана берегла личная охрана из 100 бухарцев. Накопив сил, он стал громить русские владения в Прикамье. Подняли голову и ногайцы, кочевавшие за Волгой. Что могла этому противопоставить Русь? Ничего, сил не было. Ее грызли со всех сторон: крымцы-азовцы с юга, поляки-литовцы с запада, шведы с северо-запада. И восточная граница становилась все опаснее. Пока русского поселенца здесь защищало лишь вольное казачество, возникшее не по указу властей, а скорее, вопреки им.

Вольные люди

В Москве ермаковцев называли «волжскими казаками». «Казак» — слово тюркское, прежде означавшее «свободный». Имея в виду отделившихся от орды, кочевники стали так называть и опасных, разбойных людей. А на Руси так звали людей без определенного местожительства, покинувших свой род и племя. Кстати, впервые слово «казак» было отмечено в конце XIV в. на севере Руси! Родиной же казачества стали южные степные окраины славянских земель от Днепра до Урала. В 1538 году московские власти сетовали: «На поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Значит, главное тут была не национальность, а образ жизни. Да в степи и не встречалось ватаги, в которой не было бы сынов пяти-шести народов. Казаком мог стать любой человек: славянин, степняк или горец, простолюдин или знатный. Позже казачество сильно обрусело из-за умножения в нем славянского элемента и распространения православия.
…Был Василий недюжинной силы, боек и речист. Покинув родные края, он ходил по Волге на барках с купцами, но потом затосковал по вольной жизни и ушел к донцам. Те и впрямь были люди вольные: царю служили и на татар в Крым ходили, а то и царя не слушались и делали что хотели. Василий нанялся к одному казаку в «чуры» (казачий юнга). Ратное дело далось ему легко, и вскоре, в бою добыв оружие, стал он казаковать в одной из многочисленных дружин, защищавших от кочевников население между Волгой и Доном. А Москва звала степную вольницу к себе на службу. В 1571 году Иван Грозный отправил гонцов к донским атаманам, признав казачество как особую военную силу Руси. Отважный и разумный, Ермак со своими донцами не давал проходу степнякам между низовьями Днепра и Яика, побывал на Тереке, сражался под Москвой с Девлет-Гиреем. За справедливость и талант организатора, удаль и смелость его выбрали атаманом, доверив рубеж от Астрахани до Дона. Ремезовская летопись: «Был весьма мужествен и разумен и зрачен, плосколиц и черн брадою и власы прекудряв, возраст средний и плоск и плечист» (запомните: «плосколиц и черн брадою»).ermak

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на московитов сорокатысячное войско. Царь выставил ополчение, куда вошли и казаки, ударившие по панам под Смоленском, Псковом, Новгородом, Могилевом. А имена слуг государевых стали известны и врагу. Так, польский комендант Могилева докладывал королю о вождях русских полков: «Василий Янов, воевода казаков донских, и Ермак Тимофеевич, атаман казацкий».
После войны набрал Ермак себе молодцов как на подбор и ушел с ними на Волгу «полевать» (в поле, на «свободную охоту»). В то время по Волге плавать было опасно. Разбойничавшие тут казаки грабили всех: царское ли судно с казной, купеческое ли с товаром, русское ли, чужое ли. И конвой не помогал, потому что громили и его. Москва же управы на них не находила: «Слов и советов не слушают, в одно ухо впускают, из другого выпускают». Из разбойных шаек самая большая, человек пятьсот, была у Ермака. С Волги вышел он на Каспий, где еще персидских и бухарских послов ограбил. Узнав об этом, царь осудил его на смерть. Ну, осудить-то легко, да пойди поймай: стрельцы многих схватили и повесили, но Ермак увернулся и ушел вверх по Волге.

Строгановы: тыл Сибирского похода

Приуралье было малолюдно, а земли было много, потому московские князья охотно давали тут землю, освобождая от податей всех, кто брался ее заселить и обработать. Людям это было на руку, и земли понемногу разбирались. В 1558 году богатые промышленники Строгановы получили жалованную грамоту на «камские изобильные места», где варили соль, терли порох, добывали железо, медь, олово, свинец, пахали пашни, рубили лес; для защиты поселенцев строили укрепгородки, нанимали охрану. От разбойных людей сами еще защищались, но наибольший ущерб наносили татары Кучума. Царю писали: «Сибирский салтан обижает наших поселенцев. Остяков, что к тебе перешли от него, тоже бьет, жен и детей их в полон уводит. Без твоего ведома мы не смеем слать казаков в погоню. Позволь нам впредь татар нагонять и бить, и в Сибири городки делать, и боевой снаряд держать на свой счет». В 1574 году царь дал им грамоту на земли за Уралом, разрешив строить крепости на Оби и Иртыше. Было решено взяться за Кучума всерьез, Строгановы копили силы. Убежавшие с Волги ермаковцы появились как раз кстати. У Строгановых в городках было несколько сот «охочих людей». Планируя нанять и вооружить еще тысячу казаков вольных, в 1581 году они собрать такие силы не смогли, ибо много казаков пало на западных границах Руси. А у Ермака была своя ватага, да на его призыв пришло еще 540 яицких казаков, взял он и 300 строгановских бойцов.
В дебрях Сибири дорогами были реки, и потому сначала взялись за работу. Неплохие плотники, казаки сами строили свои суда, порой даже тяжелые. Но чаще всего это были легкие струги, беспалубные парусно-гребные плоскодонки водоизмещением 6–8 тонн, вмещавшие до 20 человек с полным вооружением, боеприпасом и провиантом. Струг длиной 10–12 метров, шириной 2–3 метра и осадкой 1 метр возвышался над водой на 70 сантиметров. Мачта тоже была, при попутном ветре шли под парусом, хотя казаки предпочитали весла, по 10–15 с каждого борта. Рулевое весло было на корме и на носу, что позволяло быстро разворачиваться. Во флотилию вошли до 100 судов.
Несомненно, у Ермаковой рати было самое совершенное оружие того времени: несколько 7-ствольных орудий залпового огня («сороки») и несколько легких пушек, стрелявших на 200–300 метров, но гвоздем программы были 300 пищалей. Пищалями на Руси в XV–XVI вв. называли все длинноствольное огнестрельное оружие, даже пушки. На вооружении ермаковцев были пищали ручные («рушницы»), а также несколько испанских аркебуз калибра 13–18 мм. Пищаль, тяжелое пороховое ружье с массивным железным стволом на ложе с прикладом, имела фитильный замок азиатского типа простой конструкции с одной подвижной деталью — S-образным рычагом с зажимом в верхней части и пружиной для отжима рычага от ствола. В зажиме был тлеющий фитиль, для выстрела стрелок прижимал нижнюю часть рычага к прикладу, фитиль опускался и поджигал затравочный порох. Все пищали были дульно-зарядными. Из-за длительной забивки заряда в длинный ствол скорострельность составляла один выстрел в 2–3 минуты. Принадлежности для заряжания носились на «берендейке» — кожаном ремне, надеваемом через левое плечо, к которому подвешивали «зарядцы» (газыри с порохом), сумки для пуль и фитиля, рог с порохом. При весе 8 кг пищаль имела ствол калибром 18–23 мм и длиной около 800 мм без прицельных приспособлений. Точность выстрела была невелика, и потому русские уставы предусматривали стрельбу на дистанции не более 50 м для гарантированного нанесения тяжелых поражений одетому в доспехи противнику. В пищали виден типично русский подход к делу — «кашу маслом не испортишь»: будучи тяжелее аркебузы, она именно из-за длинного ствола, большего калибра и порохового заряда была значительно мощнее, пробивая доспехи на вдвое большей дистанции. Но наиболее эффективным был залповый огонь. Применение пищалей идеально соответствовало именно тем условиям ведения боя, с которым и столкнулись в Сибири ермаковцы: при залпе навстречу атакующей массе всадников каждая пуля поражала одну, а то и две цели. При дульной скорости 300 м/сек 50-граммовый свинцовый шарик обладал хорошим останавливающим эффектом.
Для прицельной стрельбы требовалась опора. Европейцы применяли для этого сошку с рогулькой, а русские — бердыш, сразу после залпа переходя с ним в рукопашный бой. Русские пищали производились в Московской оружейной палате, в Туле, в мастерских Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Оружие отличалось высоким качеством и экспортировалось в Европу и Азию.sibir_ermak

Огнестрельное оружие само по себе, с его дальностью стрельбы и скорострельностью, решающего преимущества Ермаку не давало. Да и было оно у части воинов, остальные же имели луки, самострелы, умело вели ближний бой. В XVI веке русские применяли в нем длинные копья, короткие дротики (сулицы), рогатины с секировидными лезвиями, кистени (железные гири с шипами) на цепи с рукоятью, топоры, кинжалы. Усиление брони породило оружие против нее — чекан (клевец), молот с рукоятью до 60 см, пробивавший острым бойком любой панцирь. Эффективным универсальным оружием был бердыш, топор на древке в рост человека. Его полукруглым длинным лезвием наносили мощные рубящие удары, а крепкий шип на нижней части древка с успехом заменял наконечник копья. Бердыш — отечественное изобретение, применявшееся только на Руси. Но «царицей» казачьего оружия была, конечно же, кривая сабля.
В поход шел внушительный по тем местам отряд в полторы тысячи казаков. Многие из них уже поразбойничали, заработали себе петлю и пошли с Ермаком, избегая кары. Это были опытные воины; закаленные в боях и хорошо вооруженные.

Комментарии   

 
+1 # СтихотворениеЯков Яковлевич 06.04.2012 09:54
Значение открытия и присоединения Сибири огромно и в этом заслуга это незаурядного и смелого человека.
У меня есть стихотворение посвящённое Ермаку,надеюсь опубликуете.

Ермак

Атаман казак Ермак
Нам открыл Сибирь большую,
Земли все собрал в кулак,
Приумножил Русь святую.

Широка Сибирь, просторна
Русский тут осел народ –
Жизнь жестока, но свободна
До сих пор рекой течёт.

И Иртыш, Тобол – река,
Тура своенравная – помнят атамана.
Он Ермак, и на века
Сын казачьего он стана.
 

Байки сказки казаков

Как казаки Масленицу празднуют

От Святок до Масленицы проходили кулачные бои. На день весеннего равноденствия, когда ночь почти равна дню, приходились масленичные торжества.  Казаки  воины  по природе, Масленица изначально у них не играла роли земледельческого праздника. В те времена считалось начало весны,  началом года, с борьбой Весны и Зимы, Жизни и Смерти, шире Порядка и Хаоса. Мифические образы Зимы и Весны позволяют нам увидеть причину этой борьбы.

 

Подробнее...

КАЗАЧЬИ СКАЗКИ

Виноградная лоза
В одной станице жила-была девица по имени Полина. До чего ж красовитая! И гордейка такая, что свет не видывал. А во всякой гордости черту много радости.

Сколько она молодых парней сгубила, трудно и сосчитать. Казачины в летах, особенно вдовые, и те пытались счастья у нее искать. Да где там! Как только казак начинает около ее окон ходить, глаза мозолить, она ему сразу задачку неисполнимую задает. Разводит руками казак: мыслимо ли дело такой каприз сполнить. А она смеется: любишь-де — сполнишь. Посмотрим, какая твоя любовь на проверку выйдет. Взыграет в казаке ретивое. Кровь в лицо кинется. Казак — он и есть казак. Он не мужик: для него девица — крепость, ее надо завоевать или голову сложить. Подробнее...

Войти на сайт

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *
Reload Captcha

Православный календарь

Наши Друзья

Книга памяти Керчи