Get Adobe Flash player

В 2012 году в России могут «забыть» про один военный юбилей – столетие с начала боевой летописи русской военной авиации. Ряд историков считают, что Первая мировая война началась не летом 1914 года, а на два года раньше, когда первые русские военные летчики добровольно отправились оказывать помощь болгарским братушкам в их войне с Турцией. Выполнять свой православно-национальный долг, как писали тогда. Сто лет назад ВВС России начали отсчет своих боевых побед и потерь.

Командир 20-го корпусного авиаотряда Западного фронта Вячеслав Матвеевич Ткачев

Пионеры неба

Командир 20-го корпусного авиаотряда Западного фронта Вячеслав Матвеевич Ткачев. Еще одним неожиданным фактом вековогоавиационного юбилея стало то, что важную роль в создании и развитии ВВС России сыграли сыны казачества. Ведь казаки были вторыми после дворян в доле личного состава ВВС страны к 1917 году.Историки казачества пока так и не сошлись во мнении – кто из станичников стал пионером в небе. Список выпускников Гатчинской авиационной школы за 1911 год указывает, что 10 августа диплом пилота №32 вручили казаку Области Войска Донского – Мстиславу Золотухину.

Но в донской казачьей печати этот факт никак не отражен. Что это – ошибка писарей авиашколы или невнимательность казачьих СМИ? Возможно, что последовавшая вскоре смерть молодого летчика во время показательного полета в г. Ельце перечеркнула его путь в истории казачьей авиации и сделала спорным первенство. Но и без него русское небо было богато казачьими орлами.

Кубанский казак Ткачев – четырежды первый в ВВС

Вячеслав Матвеевич Ткачев вступил в Первую мировую войну войсковым старшиной Кубанского казачьего войска, командиром 20-го корпусного авиаотряда Западного фронта. Однокашник легендарного аса Нестерова по учебе в кадетском корпусе, подъесаул Ткачев – выпускник Гатчинской авиашколы, еще до 1914 года был признанным летчиком в стране. В 1913 году он совершил первый в истории воздушный перелет между Киевом и Екатеринодаром – 1320 верст над безлюдной местностью, где не было ориентиров. Киевское общество воздухоплавания наградило его золотой медалью «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелет». Уже в сентябре 1914 года войсковой старшина Ткачев возглавил список военных летчиков мира – кавалеров ордена Святого Георгия 4-й степени.В самом начале января 1917 года, по распоряжению полевого генерал-инспектора военно-воздушного флота – великого князя Александра Михайловича, была издана новинка в истории русской авиации – «Материал по тактике воздушного боя. Составил – В.М. Ткачев».«Князь русской авиации» Александр Михайлович Романов начертал в кратком предисловии такие слова: «Войскового старшину Ткачева от души благодарю за составление первого руководства по тактике воздушного боя. Этот труд составляет первый шаг на пути к изучению борьбы в новой стихии. Прошу всех летчиков твердо усвоить приводимые основы воздушного боя». В этой работе ас Ткачев впервые сформулировал принципы одиночного воздушного боя и боя группой. Обозначил необходимость сопровождения бомбардировщиков прикрытием истребителей. Заявил о необходимости снаряжения самолетов-разведчиков радиотелеграфом и о бронировании корпусов самолетов. Словом, определил суть применения военной авиации, которое получило развитие в ХХ веке.После отречения Николая II полковник В.М. Ткачев возглавил Военно-полевое Управление фронтовых ВВС. Именно на весну и лето 1917 года приходится пик боевой активности и успехов русских пилотов в Первой мировой войне. В Гражданскую войну генерал-майор Ткачев командовал авиацией в белых армиях Деникина и Врангеля. Ушел в эмиграцию…
Первый начальник первого аэродрома
Первым специализированным военным аэродромом в Российской империи был, как известно, аэродром в Гатчине. А первым его начальником стал потомственный казак Уральского казачьего войска – Георгий Георгиевич Горшков. И заместителем начальника авиашколы, став в ней летчиком-инструктором №1.Бесспорен вклад Горшкова в развитие дальней разведывательной авиации. В апреле 1915 года, командуя тяжелым бомбардировщиком «Илья Муромец-Киевский», есаул Горшков совершил полет над территорией противника в глубину более 500 километров и вернулся, доставив в штаб фронта более 50 фотоснимков особой важности. В Гражданскую войну кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени полковник-казак Горшков сражался у белых. В 1919-м он расстрелян в Одесской ЧК.

Строитель «воздушного моста»

Среди донских казаков первым генералом-летчиком в ХХ веке стал Вячеслав Григорьевич Баранов, уроженец станицы Луганской. Накануне Первой мировой войны – в мае-июне 1914-го возглавляемая им группа летчиков Гвардейского корпуса совершила перелет по маршруту Петербург – Псков – Ямбург – Гатчина – Петербург. Последовавшие события затмили этот подвиг. На фронте Баранов – признанный мастер разведывательной авиации, награжден почетным Георгиевским оружием. В Гражданскую войну полковник Баранов – Главком ВВС Всевеликого Войска Донского. Весной 1919 года между восставшими казаками («Вешенское восстание» описано в романе «Тихий Дон») и ставкой «белоказачьих» войск впервые им был организован регулярно действующий «воздушный мост». Хрупкие аэропланы ночами перевозили почту, рации,медикаменты…Восставшие донцы отбили у красных пушки, да без боеприпасов. И тогда летчики, рискуя перегрузить машины и разбиться, начали в каждый рейс доставлять по 1-2 снаряда для трехдюймовок. Через неделю наступавших большевиков казаки-повстанцы шокировали плотным артиллерийским огнем. О знаменитом кавалерийском рейде летом-осенью 1919 года по тылам большевиков белой конницы помнят историки хорошо. Этот пример изучался во всех военных академиях Европы до Второй мировой войны. В том числе и опыт по созданию «воздушного моста» между постоянно движущейся массой войск в чужом тылу и Ставкой главных сил. В эмиграции Вячеслав Баранов до 1939 года был председателем Союза русских летчиков в Париже. Казаки были в авангарде русской авиации в первые десять лет ее существования. В годы Первой мировой войны пятеро станичников за отвагу в небе были удостоены ордена Святого Георгия, семеро – почетного Георгиевского оружия. В «золотую десятку» асов Первой мировой войны, то есть летчиков-истребителей, одержавших более 5 воздушных побед, входил донской казак Александр Михайлович Пишванов. Он сбил 6 кайзеровских аэропланов.До свержения русской монархии, сражаясь в казачьей коннице, Пишванов выслужил четыре Георгиевских креста. Весной 17-го был произведен в прапорщики и до ноября успел, воюя уже на аэроплане, быть удостоенным офицерского ордена Святого Георгия 4-й степени. Казаки-летчики, авиаторы в папахах – малоизвестная страница в истории авиации и казачества.

Александр СМИРНОВ,подъесаул Всевеликого Войска Донского

Источник:http://tainy.info

Байки сказки казаков

Когда казаки плачут
«Когда казаки плачут» — первая и единственная режиссёрская работа актёра Евгения Моргунова. Короткометражный фильм по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова.В основе сюжета один из ранних рассказов М. Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем».

Подробнее...

БАЙКА ПЕРВАЯ
НО НЕ САМАЯ ГЛАВНАЯ,ПОТОМУ ЧТО БАЙКИ ВСЕ ГЛАВНЫЕ, НО И СРЕДИ ГЛАВНЫХ БЫВАЮТ ПЕРВЫЕ

Любимый рассказ нашего деда, с которого он обычно начинал свои беседы, – байка о том, как его дед, отслужив пятнадцать или двадцать годков, получил первый и, вероятно, единственный в его жизни отпуск.
В то время шла Кавказская война, длилась она бесконечно долго, и в ней пришлось участвовать трем, если не четырем поколениям нашего рода. С горцами воевал не только прадед моего деда Игнат, но и его дед, которого звали Касьян. Так уж тогда велось, что в семье имена повторялись, чередуясь один за другим. Касьян следовал за Игнатом, или наоборот. Им предшествовал Григорий или Спиридон, Дмитрий, опять Касьян…

Подробнее...

Войти на сайт

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *
Reload Captcha

Православный календарь

Наши Друзья

Книга памяти Керчи