Get Adobe Flash player

Как казаки Масленицу празднуют

maslen2От Святок до Масленицы проходили кулачные бои. На день весеннего равноденствия, когда ночь почти равна дню, приходились масленичные торжества.  Казаки  воины  по природе, Масленица изначально у них не играла роли земледельческого праздника. В те времена считалось начало весны,  началом года, с борьбой Весны и Зимы, Жизни и Смерти, шире Порядка и Хаоса. Мифические образы Зимы и Весны позволяют нам увидеть причину этой борьбы.

 

Лед мыслимый как мост через реку, разделяющую тот свет от этого, являлся бойным местом для кулачных боев. Во многих  станицах кулачные бои  начинались с того момента, как только на реке становился лед. В феврале на Сретенье, по народным поверьям Зима встречается с Летом, «щоб побороцьця: кому йти наперед, кому вертаться назад», а на Благовещенье «Весна Зиму поборола. Изгнание потусторонних, вредоносных сил за реку весной, разрушение мостов, по которым они явились на этот свет, характеризуется и сожжением чучела Масленицы.  На Дону Масленица сопровождалась общей гульбой. Соседние станицы при своих атаманах и стариках, со знаменами, съезжались верхом на рубеж с общественной водкой. На рубеже устраивали упражнения в джигитовке, стрельбе из ружья и лука, примерные бои, что называлось тогда «шермициями» и дрались на кулачках. Часто до смерти. В четверг на Масленице все собирались maslen1на сбор, и станичный атаман отдавал приказ о том, чтобы во время гулянья не было бесчинств. Затем станица разделялась на несколько компаний. Каждая компания выбирала себе ватажного атамана, двух судей и квартирмистра. Во всякую компанию выдавали знамена и хоругви. Гулянье шло по домам и улицам до воскресенья; ходили пешком и на конях при оружии. При встречах компаний салютовали и устраивали примерные бои, кидаясь друг на друга в дротики. В воскресенье вечером выносили на станичную площадь столы и скамейки, устраивали их в круг и ставили напитки и закуску. Со всех сторон, имея впереди ватажных атаманов, сходились и съезжались компании. Приходили атаманы при насеке и старики ставили знамена кругом. Ватажные атаманы садились подле станичного атамана, затем есаулы и старики. Пили за здоровье царя, потом за войскового атамана. Каждая здравица сопровождалась ружейной пальбой. Все жители станицы, и женщины и дети сбегались на площадь. Окончивши питье за здравие, все вставали и все народом молились на восток и прощались друг с другом, целуясь. Затем знамена относили в атаманский дом для сдачи, а народ расходился по домам . Столкновения и сражения, которые проходили на реках, межевых территориях юртовых земель несли в себе идею защиты обжитого пространства от хаотических сил иного мира. Воинское начало доминирует в это праздник. Знамена и столы, поставленные в круг, символизировали сохраненный и обновленный мир. Раздача знамен из атаманского дома движение гулебных команд от центра к периферии, столкновение с другими командами и, наконец, центробежные силы сменяются центростремительными – все возвращается к центру. Во время масленицы во многих станицах сооружали снежные городки – царство зимы – с высокими башнями и стенами. В середине городка ставился высокий гладко оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались штурмом в последний день масленицы. Специфичной для Сибири и очень популярной среди сибирских казаков была игра «Взятие снежного городка». Снежная крепость строилась за селом, на росстанях, иногда и в центре села. Как правило, её maslenвозводили дети накануне Масленицы. Иногда выстраивали настоящие городки и крепости: вырубали из затвердевшего снега «камни» и складывали «город» высотой примерно в три метра. Его охраняли пешие, а нападали всадники, которые на подходе к «городку» спешивались, а иногда прямо на лошадях должны были разрушить расписанную углем крепость и достать бутылку, стоявшую на воротах, или флаг, закрепленный на самом высоком месте. Защитники махали трещотками, кнутами, чтобы испугать лошадей. Если был свален хотя бы один «камень», «город» считался взятым. Победителей «мылили» (валяли в снегу), а затем обязательно награждали.

 

ПОЗДРАВЛЕНИЯ
***
С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!

***
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
На сметане пышками,
Пирогами пышными,
Февралю - помашем,
Марту - "здравствуй" скажем.

О МАСЛЕНИЦЕ С ЮМОРОМ
***
Я ем блины, блины еще быть может
В кастрюле той остыли не совсем,
Но пусть Вас это больше не тревожит,
Я и без вас их с аппетитом съем.

Я ем блины так искренно и нежно,
Я был так долго голодом томим.
Я съем блины безмолвно, безнадежно.
Я лучше подавлюсь, но не отдам другим

МАСЛЕНИЦА
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

***
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!

***
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

***
Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
Пьёт, гуляет вся станица,
Ест блины куском большим:
Со сметаной и нардеком,
С рыбой, мясом и икрой.
Шире праздник с каждым веком,
Не назвать его игрой.
Понедельник - день для встречи,
В гости все к друзьям идут.
А во вторник - песни, пляски.
Заигрышем день зовут.
В среду - стол от угощений
Ломится: ешь, пей, казак!
А в четверг - день примирений...
"Тёщин день" - зовётся так.
Мирится свекровь с снохою,
Тёща зятю руку жмёт.
Споры кум забыл с кумою,
В гости всяк к себе зовёт.
Хороводы водят девки,
Парни едут на санях.
С яра снежного подлетки
Мчатся с горок на ногах.
Казаков урядник бравый
Зазывает для игры.
Рано утром он, лукавый,
Навтыкал в сугроб лозы.
На конях разгорячённых
Её рубят казаки:
На скаку на полном саблей
Её режут дончаки.
В стороне казачек важных
Неспокойный курагод.
Они в снег платки бросают -
Пусть наездник подберёт...
Ну а в пятницу - гулянье,
Пир на улицах идёт.
Атамана угощенье...
За столы спешит народ.
От блинов горячих жарко,
Медный самовар пыхтит.
Каждый весел без подарка.
Тройка шумная летит.
Кони ряженые скачут,
Стон полозьев, песни, смех.
Казаки под бубен пляшут,
Старики счастливей всех.
День субботний величаво
Посиделками зовут.
Хороводы с песней водят,
В гости без конца идут.
Воскресенье - день прощанья,
Проводы седой зимы.
В каждой хате целованья,
Год ждать новой Маслены.
Колокольный звон играет,
Всех к заутрене зовёт.
Молодой и старый знает:
Завтра пост в дома придёт.
После службы в поле выйдут
Все с поклоном казаки.
К Солнцу взор с молитвой вскинут
И попросят по-людски:
- Солнце красное, будь щедрым,
В поле семена согрей!
Будь, Господь, к нам милосердным:
Землю дождичком полей.
Дотемна идёт веселье,
Угощается народ,
До звезды до первой чтобы
Всем наесться наперёд.
Ираида Мордовина

 

Байки сказки казаков

Казаки Бахчисарая объявили войну НАТО. Приехал генерал натовский
- Ну, где атаман?
Нашёл атамана. Сидит молодой есаул, без усов, шашку точит - вжжик, вжжжик… Генерал говорит
- Сколько у тебя казаков?
- Человек сто, двести.
- Вот, у тебя двести казаков, а у меня пять миллионов! Миллион солдат, миллион танков, ракет, высокоточного оружия, «морских котиков»...
Атаман шашку бросает:
- Ёшкин кот! И где ж мы вас всех хоронить-то будем?

Подробнее...

БАЙКА ПЕРВАЯ
НО НЕ САМАЯ ГЛАВНАЯ,ПОТОМУ ЧТО БАЙКИ ВСЕ ГЛАВНЫЕ, НО И СРЕДИ ГЛАВНЫХ БЫВАЮТ ПЕРВЫЕ

Любимый рассказ нашего деда, с которого он обычно начинал свои беседы, – байка о том, как его дед, отслужив пятнадцать или двадцать годков, получил первый и, вероятно, единственный в его жизни отпуск.
В то время шла Кавказская война, длилась она бесконечно долго, и в ней пришлось участвовать трем, если не четырем поколениям нашего рода. С горцами воевал не только прадед моего деда Игнат, но и его дед, которого звали Касьян. Так уж тогда велось, что в семье имена повторялись, чередуясь один за другим. Касьян следовал за Игнатом, или наоборот. Им предшествовал Григорий или Спиридон, Дмитрий, опять Касьян…

Подробнее...

Войти на сайт

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *
Reload Captcha

Православный календарь

Наши Друзья

Книга памяти Керчи