Get Adobe Flash player

                            Прощай, Зима!

            Зима на Руси – всегда тяжелое испытание, за холодами следуют ветра да вьюги, а иной раз так запуржит, что и носа на улицу не высунешь. Легкие шаги весны народ всегда встречал с глубокой радостью, это значило, что человек пережил нелегкую пору морозов, дождался обновления природы, жизнетворного тепла. У всех народов мира есть праздник жизни, праздник прихода весны, праздновавшийся повсевместно с начала самой истории рода людского. У нас таким праздником является Масленица.

         Празднование Масленицы корнями уходит еще в дохристианский период. Это праздник встречи Солнца, которое мы олицетворяем блинами – круглыми , горячими, желтыми, как и звезда, дающая жизнь всему на Земле. Съесть блин – это значит напитаться солнечным теплом, изгнать холод и зимний мрак, поспособствовать приходу весны. Смысл этого праздника – умилостливить Природу, попросить у высших сил плодородия земле, помянуть предков. До 16 века на Руси встречу весны называли Комоедицей и начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия. В христианстве Комоедица стала всем нам знакомой Масленицей , отмечать которую начинают за неделю до Великого Поста. За привычку же широко и весело гулять поблагодарить можно Петра 1, который, подражая понравившимся ему европейским карнавалам, издал указ об организации “Всешутейшего, Всепьянейшего и Сумасброднейшего Собора”.

             Простой народ до сих пор с радостью встречает Масленицу. Ведь это прекрасный повод вволю погулять, сбрасывая тяжелые оковы зимы, а для христиан еще и последняя неделя перед тяжелым и долгим постом, возможность волю поесть, не стесняя себя. Хотя в православной традиции Масленица – это мясопустная неделя, то есть мясо уже находится под запретом, однако порадовать себя можно молочно-сырными продуктами и рыбой. Но кого может огорчить этот факт, если целую неделю отъедаться вкуснейшими блинами со сметаной и медом, с икрой, с семгой,с творогом, с грибами, с вареньем…И не просто есть самому, а ходить в гости и зазывать к себе родственников и друзей. Да, сейчас этим никого не удивишь, а в царское время на этот период слабели даже сословные и имущественные различия, к столу могли быть приглашены незнатные люди, нищие странники, просто прохожие с улицы, а также восстанавливались связи с семьей, с родичами за совместным употреблением вкусного угощения. А каких только веселых традиций не выдумывал народ – по улицам ходили ряженые и обязательно кого-то из мужчин одевали медведем, который кружился и танцевал вместе со всеми. Ведь зимой медведь спит и просыпается только с приходом весны! Катались с горок – и здесь тоже присутствует глубокий символизм :  чем больше раз скатился – тем выше лен! Славили символ солнца тем, что деревянное колесо украшали яркими лентами красного и желтого цветов – как солнечные лучи – и ходили с этим колесом по улице, чествуя прохожих, обязательно водили хороводы – посолонь, по движению светила, зажигали деревянное колесо и скатывали вниз с пригорка – у кого прокатилось и не упало, тому достаток и удача в наступающем году. Изготавливали чучело Масленицы из прошлогодней соломы, обряжали в женскую одежду и всю неделю катали, выставляли на обозрение – смотри, Зима, как нам без тебя весело, а в последний день сжигали на ритуальном костре, надеясь, что все, холода уходят безвозвратно!

           Для казачества Масленица стала достаточно молодым праздником, отмечать его всенародно стали лишь в 18 веке. Донской историк Василий Дмитриевич Сухоруков в 1892 году издал книгу “Общежитие Донских казаков в 17 и 18 столетиях “, в которой описал, как праздновали казаки Масленицу в столице донского казачества Новочеркасске. Конечно же, большинство состязаний проводилось в воинском искусстве и скачках. Вообще, как отмечал историк, для казачества очень большое значение имеют именно состязания, выявление лучших в традиционных видах борьбы, владения холодным оружием и умения ездить верхом. Например, очевидцам запомнилась скачка 1805 года при закладке самого Новочеркасска , где учавствовало около 500 лучших донских скакунов. Победитель скачек получил в награду коня и сбрую, второй победитель – несколько аршин сукна и парчи, а третий – сафьян и стремена.

         Для казачества празднование Масленицы было способом показать свою удаль, блеснуть конем и сбруей, для молодежи – познакомиться с девушками, доказать, что способен к схваткам с противником, к защите родной земли. Упражнялись не только в скачках – умение метко стрелять ценилось не меньше. Для традиционных состязаний ставили мишень из пучка камыша, отстоящую от стрелка на расстояние около 200 сажень. Первый всадник на ходу должен был первым же выстрелом из ружья поджечь камыш, следующий всадник соскакивал с лошади и стрелял на бегу. Вообще же ловкость во владении оружием , не слезая со спины скакуна, котировалась превыше всего. Подхватывали монетки с земли в галопе, рубили шашкой, спрыгнув и держась за гриву коня, пробегали немного рядом и заскакивали обратно в седла. Как отмечает историк, всю неделю с утра и до вечера на хуторах слышалась стрельба и топот коней. Ну и конечно, как же без блинов – наши предки едали их так же, как и мы – со сметаной, с творогом, с медами. Первый блин на Масленице предназначался памяти усопших, он был за упокой радительских душ.

           Оригинальные традиции имелись у сибирских казаков – они катались с гор, называемых катушками. Естественные склоны заливали водой и украшали елочками, катались большими артелями или по одиночке. Парни приглашали девушек и если девушка соглашалась, то в конце ската парень должен был поцеловать ее. Проводились смотры молодоженов, поженившихся в прошлом году. Молодой муж обязан был прокатить жену и принародно поцеловать ее, таким образом они представлялись казачьему обществу. Устраивались и забеги на лошадях – они назывались байги – катались на тройках и на одиночных скакунах, которые для этих забегов специально откармливались в течении года , не утруждались работой. Были и другие разновидности байги – вывозили женщин за станицу и в шерстяных носках пускали бежать наперегонки обратно. Победительница получала в подарок 3-4 аршина ткани ( кому понравилось предложение – голосуем на сайте )))) Проводились кулачные бои и взятия снежных городков, сооруженных из ледяных глыб. Основной задачей нападавших было ворваться внутрь и сорвать флаг . Победителей валяли в снегу, а потом на совесть угощали. Помимо традиционных блинов готовили курники и шанежки.

              И , конечно же, Масленица отмечается в наше время. Для кого-то этот праздник не столь важен, как другие памятные даты, но все-таки возможность повеселиться, сбросив с себя груз зимы , никого не оставляет равнодушным, а уж от свежих блинов на моей памяти еще ни один человек не отказался!

Анна Иевлева

Байки сказки казаков

Сказки Тихого Дона
Петрусь - мальчонка русский
Давно-давно это было...
Высокие горы с тех пор курганами стали, а там, где реки шумели, волнами рокотали, города теперь стоят да сады расцветают. Где болота и топи, страшные были, теперь рощи шумят зеленые, а в рощах птицы поют веселые. Только утес высокий стоит по-прежнему у Тихого Дона, мохом, как бородой,оброс, стоит, на могучую реку смотрит, будто прислушивается к чему-то. За утесом Тихий Дон в море впадает и долго еще дорожкой светлой меж морскими волнами белеет. Плывут над утесом облака, гуляет над ним ветерок степной, ласковое солнце лучами его согревает. Тихий Дон, река раздольная, плещетсявнизу и шепчет что-то, будто мать родная сынка убаюкивает. Стоит высокий утес, слушает... А мимо длинными шагами время идет: сделает шаг, оглянется, а позади уже десятки лет остались... Давно-давно это было..Повадился как-то хищный орел из-за моря летать на Тихий Дон.

Подробнее...

КАЗАЧЬИ СКАЗКИ

Виноградная лоза
В одной станице жила-была девица по имени Полина. До чего ж красовитая! И гордейка такая, что свет не видывал. А во всякой гордости черту много радости.

Сколько она молодых парней сгубила, трудно и сосчитать. Казачины в летах, особенно вдовые, и те пытались счастья у нее искать. Да где там! Как только казак начинает около ее окон ходить, глаза мозолить, она ему сразу задачку неисполнимую задает. Разводит руками казак: мыслимо ли дело такой каприз сполнить. А она смеется: любишь-де — сполнишь. Посмотрим, какая твоя любовь на проверку выйдет. Взыграет в казаке ретивое. Кровь в лицо кинется. Казак — он и есть казак. Он не мужик: для него девица — крепость, ее надо завоевать или голову сложить. Подробнее...

Войти на сайт

Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *
Reload Captcha

Православный календарь

Наши Друзья

Книга памяти Керчи